?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Спрашивали – отвечаем

Читательская масса требует указать источники информации о производстве сельхозпродукции на душу населения. С любовью и удовольствием сообщаю, что практически все данные (кроме нескольких оговоренных в тексте оценок) взяты мною из советской статистики, а среднедушевые показатели получены путем деления объемов производства (либо поголовья скота) на численность населения в соответствующие годы.

Но для начала, вдогонку к предыдущему посту, даю обобщающий показатель за 1921-1953 годы, исключая годы Великой Отечественной войны. За весь этот период производство зерна на душу населения в среднем составило 77%, а мяса 74% от уровня 1913 года. То есть в мирное время на каждую советскую душу производилось на четверть меньше продовольствия, чем при проклятом царизме. И это даже без поправок на недоучет в царской статистике. Для претендующего на прогрессивность советского строя, с его передовой колхозно-совхозной организацией производства, механизацией, мелиорацией и т.п., это катастрофический результат. Советская власть элементарно не окупилась. Ценой огромных жертв она добилась результатов хуже, чем были без жертв и без нее.

Настоятельная просьба ко всем приверженцам Секты Свидетелей Советского Рая (СССРTM) усвоить и учитывать этот фундаментальный факт, удостоверенный советской статистикой, прежде чем закатывать глаза к кремлевским звездам и заводить свой вековечный сказ о голодающем народе Российской империи, который только при большевиках наелся досыта и, в полном соответствии с учением профессора А.А.Выбегалло, на этой материальной базе развил в себе высокую духовность и коммунистическую идейность.

А теперь вернемся к источникам. Данные о валовом сборе зерна, поголовье крупного рогатого скота и производстве мяса в убойном весе взяты мною из статистических ежегодников «Народное хозяйство СССР». В частности, показатели за довоенные годы опубликованы в юбилейном выпуске «Народное хозяйство СССР за 70 лет», а за послевоенные - в «Народном хозяйстве СССР за 60 лет».

В тематических справочниках (таких, как «Животноводство СССР») для некоторых лет показатели приводятся с большим количеством значащих цифр, чем в НХ СССР. Когда такие данные доступны, я использовал их. Например, для 1913 года «Народное хозяйство» сообщает о 5,0 млн. т мяса в границах послевоенного СССР, а «Животноводство СССР» о 4,954 млн. т. Первая цифра дает нам 31,4 кг на душу населения, вторая – использованная мной – 31,1 кг.

Численность населения в 1913 году известна из советской статистики лишь по состоянию на конец года. Это 165,713 млн. человек в границах Российской империи, 139,313 млн. человек в границах межвоенного СССР и 159,153 млн. человек в границах послевоенного СССР.

Поэтому для всех советских лет, как и для 1913, тоже взята численность населения на конец года, а точнее, на 1 января следующего года. То есть, к примеру, население 1953 года в моих подсчетах учтено по состоянию на 1 января 1954 года. Обращайте на это внимание при проверке, иначе либо цифры не сойдутся, либо может появиться (неправильная) мысль, что данные ошибочно сдвинуты на 1 год.

Для периода до 1950 года численность населения на 1 января опубликована в статсборниках не за все годы. В недостающие годы вместо отсутствующей официальной статистики использованы цифры из монографии Е.М.Андреева, Л.Е.Дарского, Т.Л. Харьковой «Население Советского Союза: 1922-1991». В те годы, когда доступны данные из обоих источников, расхождение между ними составляет от 0,7% до 1%, то есть если у меня среднедушевое советское производство указано на уровне 300 кг зерна, не исключено, что на самом деле в тот год оно могло достигать 302, а то и 303 кг.

Comments

( 35 комментариев — Оставить комментарий )
happy_coder
12 июн, 2015 09:53 (UTC)
С удовольствием, хотя и не так давно, читаю вас, коллега. Что хочется указать - для сравнения государств с разной структурой демографии показатель подушевого производства имеет существенно ограниченный смысл, если речь идёт о потреблении. И не имеет смысла вообще, если речь идёт о производстве. Сколь помню, для "выравнивания" относительного числа актуально рабочих рук в популяции-1900 и в популяции-1960 приходилось цифры-1900 домножать то ли на полтора, то ли вовсе на два.

С другой стороны, производство зерна до создания высокопроизводительных элеваторов и после него - тоже сравнивать не слишком осмысленно - ибо мера порчи выходит совершенно иная, особенно для семенного зерна (из чего следует и иная мера посева).

В общем, цифры подушевого сельхозпроизводства, кмк, можно в указанном вами виде принимать за корректные при сравнении на промежутках до пяти лет и за слабый индикатив на промежутках до десяти. Всё, что больше, сравнивать уже прямо некорректно.
polit_ec
12 июн, 2015 10:09 (UTC)
Конечно, Вы правы. Например, доля детей в населении за годы советской власти сильно сократилась, соответственно, на взрослого едока в 1913 году приходилось еще больше еды, чем видно по усредненным цифрам. Но и без таких подробностей несостоятельность советской власти в данном вопросе (как и во многих других) вполне очевидна.
happy_coder
12 июн, 2015 11:02 (UTC)
Там и структура еды поменялась, и стоимость.

Про несостоятельность в параметре "накормить так, как человек хотел бы накормить себя сам, если бы мог" в целом соглашусь.
(без темы) - polit_ec - 12 июн, 2015 13:29 (UTC) - Развернуть
(без темы) - happy_coder - 12 июн, 2015 14:31 (UTC) - Развернуть
(без темы) - polit_ec - 12 июн, 2015 14:33 (UTC) - Развернуть
(без темы) - happy_coder - 13 июн, 2015 07:02 (UTC) - Развернуть
(без темы) - polit_ec - 13 июн, 2015 07:57 (UTC) - Развернуть
(без темы) - happy_coder - 13 июн, 2015 11:15 (UTC) - Развернуть
(без темы) - polit_ec - 13 июн, 2015 13:39 (UTC) - Развернуть
(без темы) - happy_coder - 13 июн, 2015 13:57 (UTC) - Развернуть
zloi_sibiriak
12 июн, 2015 10:10 (UTC)
Это еще при том, что избавились от "паразитов"(как утверждали коммунисты) - помещиков и капиталистов.
Т.е. потребление как минимум должно было вырасти на сумму, уходящую ранее на "паразитов".
(Удалённый комментарий)
polit_ec
12 июн, 2015 13:54 (UTC)
Re: Спрашивали-отвечали
Для СССР, который пришел на смену "отсталой" Российской империи и заранее объявил себя передовым строем, победителем в соревновании с капитализмом как таковым, даже с самыми успешными его странами, "некоторая эффективность" по сравнению с результатами царской России полувековой давности, причем при всех жертвах и лишениях, которым подвергался народ ради светлого будущего - это полная несостоятельность. Установление советской власти было тяжкой исторической ошибкой нашего народа, это надо ясно понимать.
(Удалённый комментарий)
Максим Перепелицф
13 июн, 2015 16:27 (UTC)
У меня возник вопрос по поводу расчетов Уиткрофта. Насколько я понял он определяет потребление по официально зафиксированному производству при этом расчет идет за период с 1900 до 1913 годов. Вероятно он не делает поправку на недоучет скота, ведь потребление пищи животного происхождения согласно его данным в период 00- 13 годов ниже, чем в 28, при этом статистика указывает на сокращение обеспечения скотом на душу населения до 13 года. В то время как данные переписи 16 года указывают на приблизительное одинаковое потребления пищи животного происхождения в 13 и 28 годах, если принимать в учет забой военного времени. То есть наверняка для расчета потребления он использовал довоенную статистику, о чем свидетельствуют и результаты и период данный за который рассчитывались.

Если же принять во внимание данные сельскохозяйственной переписи 16 года получается, что показатели потребления пищи животного происхождения в 13 и 28 годах приблизительно равны. Пищи растительного происхождения вероятно потреблялось меньше и в абсолютном значении, ведь насколько я понял из общей суммы сбора зерновых высчитывается фураж для животных, последний же рассчитывается от их поголовья. Если было больше скота то получается населения потребляло меньше зерна.

Вот такие у меня соображения, согласно им получается, что данные 13 года скорее ближе к тем, что имели место в 28 году. Прошу обсудить это соображение, помочь опровергнуть его или найти новые подтверждения.

polit_ec
13 июн, 2015 17:09 (UTC)
В 1928 году скот забивали в достаточно широких масштабах из-за начинающейся коллективизации. В силу этого производство мяса на душу населения поднялось выше уровня 1913 года, но поголовье впервые после Гражданской войны сократилось. В следующем 1929 году забили еще больше и поставили рекорд среднедушевого производства мяса на долгие годы - но дальше, естественно, наступил спад примерно на 30 лет. На моих графиках оба процесса хорошо видны: и скачок производства мяса в 1928-29 гг, и сокращение при этом поголовья.
Максим Перепелицф
13 июн, 2015 19:02 (UTC)
Точно, не заметил этого обстоятельства. А что известно о динамике питания с 90 по 13-ый года?
(без темы) - polit_ec - 14 июн, 2015 14:23 (UTC) - Развернуть
(без темы) - volchok_iskatel - 16 июн, 2015 01:03 (UTC) - Развернуть
(без темы) - polit_ec - 16 июн, 2015 05:25 (UTC) - Развернуть
(без темы) - volchok_iskatel - 16 июн, 2015 14:04 (UTC) - Развернуть
(без темы) - polit_ec - 16 июн, 2015 14:31 (UTC) - Развернуть
(без темы) - volchok_iskatel - 16 июн, 2015 15:55 (UTC) - Развернуть
Павел Поляков
23 авг, 2015 13:03 (UTC)
Тема
Получается рацион жителя России до революции был более богаче чем в СССР с его передовыми технологиями? Вы как представитель поколения ссср когда исследовали такую щепетильную тему можете сказать об ассортименте продуктов в магазинах ссср для жителя города?( И сколько вами лет) И получается что царской России было больше разнообразия продуктов чем в СССР? Казалось что при механизации с\х в 30-тые годы и прогрессе СССР не дотянул до РИ? Даже с несовершенной экономической системой и мотивацией с помощью технологий можно дойти до какого-нибудь изобилия. Просто я до сих пор даже видя столько источников утверждающих обратное ещё частью сомневаюсь что такое прогрессивное государство как СССР не доползло по такому параметру к стране с технологиями начала 20 века ! Как так то РИ начала 20 века(по вашим данным) дала фору индустриальному СССР - невероятно) Просто сначала верил больше советскому взгляду на историю и развитие нашей страны а потом стал менять свою точку зрения,но к сожалению тень сомнения и осадок советской историографии и статистки даёт о себе знать(
polit_ec
30 авг, 2015 15:19 (UTC)
Советская власть существовала больше 70 лет. Естественно, за такой срок времена и условия для жизни бывали очень разные. В 1959 году Н.С.Хрущев, который тогда возглавлял коммунистическую партию, говорил: "Прошли годы после революции, и мне больно думать, что я, рабочий, жил при капитализме гораздо лучше, чем живут рабочие при Советской власти. Вот мы свергли монархию, буржуазию, мы завоевали нашу свободу, а люди живут хуже, чем прежде".

По показателям потребления населения (питание, жилье и т.п.) Советский Союз действительно догнал Российскую империю только к началу 1960-х годов. Показатели смертности, заболеваемости, продолжительности жизни в абсолютном выражении были лучше, чем в Российской империи, но их динамика была хуже, чем до революции, примерно до середины 1940-х годов, когда получили распространение новые лекарственные средства (стрептоцид, антибиотики). Это уже заслуга не И.В.Сталина, а А.Флеминга и других ученых.

В целом можно говорить, что до конца 1950-х годов люди в СССР жили просто хуже, чем при царе, а после этого их жизнь была лучше по абсолютным показателям, но гораздо хуже, чем до революции, по сравнению с другими странами. Если в 1913 году реальная зарплата русского рабочего (с учетом дешевизны жизни в России) была второй в мире после США, то в любой период СССР о таком сравнении просто смешно говорить.
vovastik
26 дек, 2015 20:05 (UTC)
Уважаемый polit_ec !
Вот нашёл именно тот коммент, где уместно сказать, что:
по моим личным расчётам уровень жизни в 1913мгоду был выше чем в 1970м в 2,5 раза, а в уже военный 1917м в 2 раза.
Получено самым простым путём: сопоставлением зарплаты и цены продуктов.
Данные по 13 - 17му году взяты по Джон Рид 10 дней, которые потрясли мир.
И - по НЕ понятным мне причинам ни кто не брал количество часов работы для покупки товара. Единственное, что в 70м году подешевело -это галоши.
А всё остальное - подорожало в 2,5 раза.
Т.е. за один и тот де "Кило колбасы" надо работать в 2.5 больше, чем в 1013м.
..............
А вот сейчас в 2015м - ситуация существенно изменилась к лучшему!
:-)
(без темы) - polit_ec - 27 дек, 2015 09:23 (UTC) - Развернуть
Павел Поляков
31 авг, 2015 15:43 (UTC)
Тема
Вот интересно когда России история даёт возможность хорошего будущего в самый дурацкий момент оно обламывается и нужно идти по новой. Меня удивляет когда РИ и царизм обвиняют косности и загнивании с сравнением с СССР при этом упуская тот факт при проклятом царизме в России был парламент ,много политических партий , свобода слова и печати до определённой меры- что дало размножиться многим либеральным и демократическим журналам ,газетам - которые критиковали правительство , а также плюрализм мнений и взглядов о которых можно было спокойно говорить и вещать конечно при определённой мере. И всё это взамен на власть одной партии , идеи и крайнюю экономическую систему) Судьба жестока с Россией надеюсь что в наше время она раскроет свой абсолютный потенциал.
polit_ec
31 авг, 2015 16:55 (UTC)
Re: Тема
По определению Г.Киссинджера "Россия - это спотыкающийся гигант". Вы правы, пора уже научиться не наступать на одни и те же грабли.

Кстати, если еще не читали, рекомендую его "Дипломатию". Интересная и познавательная книга.
(без темы) - polit_ec - 5 мар, 2018 10:43 (UTC) - Развернуть
(без темы) - polit_ec - 5 мар, 2018 17:23 (UTC) - Развернуть
( 35 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

polit_ec
Преподаватель политэкономии
Я всегда предпочитаю заслужить упрек в недостатке краткости, лишь бы быть уверенным, что мое изложение понятно. А.Смит

Рейтинг блогов


Рейтинг блогов


Рейтинг блогов

Latest Month

Август 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Разработано LiveJournal.com
Designed by chasethestars