?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

К сожалению, советская статистика создает определенную путаницу в вопросе об обеспеченности горожан жильем в разные годы. Начиная с 1956 года, в статистических справочниках публикуются сведения только об общей площади жилищ, в том числе и за прошлые годы, вместо показателя жилой площади, который использовался ранее. В ряде случаев это затрудняет сопоставление данных, относящихся к разным историческим периодам. Если же вспомнить еще и неоднократное изменение границ государства Российского в ХХ веке, то при проведении исторических сравнений легко могут возникать разного рода ошибки и недоразумения. Попробуем по мере сил внести ясность в вопрос об обеспеченности горожан жильем в Российской империи и СССР.

Жилфонд

В сборниках «Народное хозяйство СССР» для 1913 года приводятся показатели: 180 млн. кв. м общей площади городского жилищного фонда и 6,3 кв. м жилья на душу населения. Нетрудно подсчитать, что при этом численность городского населения для 1913 года получается около 28,5 млн. человек. Следовательно, речь идет о территории СССР в послевоенных границах, где этот показатель был как раз таким. В довоенных границах СССР в 1913 году проживало 24,8 млн. человек городского населения, а в границах Российской империи 30,6 млн. горожан.

Между тем, согласно тем же справочникам, уже в 1926 году общая площадь городского жилищного фонда, причем в более узких довоенных границах СССР, составила 216 млн. кв. м - на 20% больше, чем для 1913 года в послевоенных границах! Откуда?!

До 1956 года, по итогам декабрьской переписи 1926 года, фигурировала другая величина жилфонда – 143,3 млн. кв. м жилой площади, что составляло 5,4 кв. м на душу городского населения. Однако по новому показателю общей площади стало получаться, будто в 1926 году в среднем на душу приходилось по 8,2 кв. м жилья, что вроде бы говорит о значительном улучшении жилищных условий по сравнению с 1913 годом.

Это вызывает глубокое недоумение, потому что в 1926 году, помимо гораздо меньшей территории, еще и далеко не было завершено восстановление разрушенного за время Первой мировой и Гражданской войн жилого фонда. При этом численность городского населения уже превысила дореволюционную в тех же границах и продолжала быстро расти. Росту жилищного фонда и улучшению жилищных условий просто неоткуда было взяться.

Действительно, упомянутая советская перепись в декабре 1926 года показала не улучшение, а ухудшение жилищных условий в городах даже по сравнению с предыдущей (городской) переписью марта 1923 года. В свою очередь в 1923 году было зафиксировано ухудшение средней обеспеченности жильем по сравнению с дореволюционным периодом. Например, в Москве в 1912 году на 1 комнату в среднем приходилось 1,99 жильца, а в 1923 году уже 2,19, то есть плотность заселения увеличилась на 10%. Таким образом, налицо противоречие между данными советской статистики, которую начали публиковать с 1956 года, и результатами советских же переписей, проводившихся в 20-е годы.

Выйти из этого тупика нам помогут советские энциклопедии – верные друзья антисоветчика, благодаря проскальзывающей в них ценной информации о реальном положении дел. В 1935 году вышел 31-й том Большой медицинской энциклопедии под редакцией Н.А.Семашко. В огромной статье «СССР» немалое место занимает раздел о жилищно-коммунальном хозяйстве, состояние которого весьма важно для здоровья трудящихся. На наше счастье там сообщается и о жилищном фонде городов царской России, который (внимание!) в ее прежних границах составил 220 млн. кв. м собственно жилой площади (БМЭ, М., 1935, том 31, с. 563).

Чтобы кто-нибудь не подумал, что это просто опечатка, там же указана еще и кубатура жилых зданий - около 2 млрд. куб. м, включая торговые помещения, находящиеся в жилых домах. Это почти вдвое больше, чем на 1 января 1927 года (1045,5 млн. куб. м, но без упоминания о торговых помещениях).

Вот эта цифра, 220 млн. кв. м жилой площади в 1913 году, прекрасно объясняет противоречия и согласуется с другими имеющимися данными. В отличие от показателя 180 млн. кв. м общей площади, который не выдерживает элементарной критики. Он представляет собой либо ошибку (очень похоже, что примерно такой была величина жилой, но никак не общей площади городского жилфонда 1913 года в границах СССР, то есть без Польши и Финляндии), либо политическую директиву, либо пропаганду, но в любом случае совершенно несуразную, не сходящуюся с другими данными величину, если понимать его буквально.

Итак, 30,6 млн. горожан в границах империи размещались на 220 млн. кв. м собственно жилой, не общей, площади. На каждого, таким образом, в среднем приходилось 7,2 кв. м. Далее советская перепись 1923 года показала, что на 127,8 млн. кв. м жилой площади в границах довоенного СССР (с учетом разрушений и территориальных потерь) проживали 21,3 млн. горожан (по 6,0 кв. м на душу), а по переписи 1926 года, как уже упоминалось, жилая площадь составила 143,3 млн. кв. м на 26,3 млн. человек, то есть по 5,4 кв. м на душу городского населения. В 1940 году этот показатель еще уменьшился, до 5.1 кв. м, а в 1950 году впервые несколько увеличился – до 5,4 кв. м на душу, то есть вернулся к уровню 1926 года. Тем не менее, до показателей 1913 года было еще далеко.

Похожие данные, но только в современных границах Российской Федерации, приводит в своей книге «Развитие экономики России за 100 лет» (на стр. 222) В.М.Симчера, в прошлом директор НИИ Росстата. Он сообщает, что городской жилищный фонд в современных границах составил в 1917 году 126 млн. кв. м жилой площади или 8,2 кв. м на одного горожанина. Затем показатель обеспеченности жильем снижался до 1940 года, когда он достиг 6,2 кв. м, а в 1950 году увеличился до 6,9 кв. м.

Интересны также сведения, которые В.М.Симчера сообщает о жилищной ситуации в городах в 1900 году. Городской жилищный фонд в границах современной России составлял тогда 50 млн. кв. м жилой площади, а обеспеченность жильем 7,1 кв. м. По этим цифрам легко подсчитать, что городское население России с 1900 по 1917 год росло в среднем на 4,6% в год, а жилищный фонд на 5,6% в год. В то же время городское население СССР за 1926-1950 годы росло в среднем на 4,1% в год, а жилищный фонд на 3,7%. Иными словами, темпы урбанизации в Российской империи и в СССР были сопоставимыми, но в царской России при этом происходило улучшение жилищных условий горожан, а в Советском Союзе заметное ухудшение, которое остановилось только в послевоенный период.

Точно указать, когда именно СССР догнал Российскую империю по обеспеченности жильем на душу городского населения, пока не представляется возможным. Для 1913 года отсутствуют достоверные данные об общей площади городского жилфонда, а после 1956 года нет информации о его жилой площади. Из-за этого имеющиеся показатели оказываются несравнимыми. Тем не менее, можно вполне определенно говорить, что это произошло в конце 1950-х – начале 1960-х годов. Только в этот период, спустя почти полвека после революции, уровень жизни населения в Советском Союзе вновь достиг по основным параметрам показателей царской России. В том числе и по обеспеченности жильем.


Comments

( 26 комментариев — Оставить комментарий )
unknown128
29 окт, 2013 22:37 (UTC)
"Между тем, согласно тем же справочникам, уже в 1926 году общая площадь городского жилищного фонда, причем в более узких довоенных границах СССР, составила 216 млн. кв. м - на 20% больше, чем для 1913 года в послевоенных границах! Откуда?!"

Wernt several settlements that were classefied as "villeges" in the Empire like Ivanovo, Yuzovka, Krivoy Rog, made cities under the Soviets? This may have caused an increase in "city living space
polit_ec
30 окт, 2013 05:01 (UTC)
Действительно, в 1917-1926 годах официально получили статус города около 90 населенных пунктов.

Однако уже городская перепись 1910 года учитывала не только города с официальным статусом, но и негородские поселения, которые были административными центрами уездов и округов или имели население 10 тыс. человек и более. (См., например, примечание к Таблице 2.) Те 90 городов, которые получили свой статус в 1917-1926 годах, практически все входили в это число.

Кроме того не надо забывать, что многие города утратили свой статус в 1917-1926 годах.

Edited at 2013-10-30 05:01 (UTC)
unknown128
30 окт, 2013 14:10 (UTC)
"По этим цифрам легко подсчитать, что городское население России с 1900 по 1917 год росло в среднем на 4,6% в год, а жилищный фонд на 5,6% в год."

Realy interesting that the urban population in the Empire grew so fast..... maybe the massive influx of refugees 1915-1917 influenced this numbers?

But if it did the speed with which new living space was created becomes even more surprising.

Seems the soviet urbanisation in the 1930 only apears so fast because population growth declined massivly so rural population cesed to grow and urbanisation rates skyrocketet....

unknown128
8 ноя, 2013 16:15 (UTC)
"городское население СССР за 1926-1950 годы росло в среднем на 4,1% в год, а жилищный фонд на 3,7%."

Isnt it problematic to include the 1941-1945 period into the number?

I think it artificualy lowers the percentage of constructed living space in the period.
nikital2014
1 окт, 2014 21:26 (UTC)
То есть выходит,что урбанизация в РИ проходила быстрее,чем в СССР? Странно,если смотреть эти данные http://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%A1%D0%A1%D0%A1%D0%A0

То видно,что с 1897-1913 городское население выросло с 14%до 18%(примерно),а с 1926-1939 с 17% до 30%. Как вы это объясните?
polit_ec
2 окт, 2014 03:52 (UTC)
Разные границы, разные периоды. И потом суть дела не в том, что в какие-то конкретные годы кто-то из них был на десятые доли процента впереди. Можно найти отрезок времени, когда темпы урбанизации были выше в СССР, а можно - когда в Российской империи. Ключевое слово у меня - что они были сопоставимыми.
nikital2014
2 окт, 2014 15:52 (UTC)
Все-таки за 16 лет городское население РИ в границах СССР выросло на 4%,а за 13 лет в СССР-на 13%. Что-то как я не гляжу на эти цифры,все равно кажется,что при коммунистах рост был раза в 3 быстрей.

Edited at 2014-10-02 15:53 (UTC)
polit_ec
2 окт, 2014 16:15 (UTC)
Я об этом и говорю. Можно найти такой отрезок, когда в СССР темпы были выше. Но если взять период подлиннее, то получается примерно то же, что и до революции.

Кстати, с темпами роста промышленности картина похожая. На отдельных отрезках в СССР были очень высокие показатели. Особенно по официальной статистике. А за более длинные периоды примерно как в Российской империи.

По памяти могу ошибиться, но по-моему Маркевич с Харрингтоном писали, что в довоенный период СССР вернулся на продолжение тренда Российской империи, и дальше шел по этому тренду. Поскольку из-за революции получился большой провал/отставание от старого тренда, пока его не компенсировали, темпы были высокими. А после восстановления все пошло как прежде.
nikital2014
2 окт, 2014 16:26 (UTC)
А ну если так,то понятно. Кстати,не знаете,чем обусловлен большой рост городского населения с 1950?

=По памяти могу ошибиться, но по-моему Маркевич с Харрингтоном писали, что в довоенный период СССР вернулся на продолжение тренда Российской империи, и дальше шел по этому тренду.

Память вам не изменяет) http://zhu-s.livejournal.com/171557.html
Тут не только Маркевич,но и Сухара с Фишером. Хотя есть альтернативная оценка с использованием статьи Грегори "Searching for Consistency in Historical Data: Alternate Estimates of Russia's Industrial Production, 1887-1913".
По эти данным СССР так и не вышел на тренд РИ. http://bash-m-ak.livejournal.com/34818.html Но этот вариант весьма спорен. Историки еще не решили какой индекс адекватно описывает промышленность РИ.
polit_ec
2 окт, 2014 16:44 (UTC)
Изменяет-изменяет :) Я-таки скрестил Харрисона с Хантингтоном :))

nikital2014
2 окт, 2014 17:29 (UTC)
Я бегло прочитал ваш коммент,поэтому подумал что это очипятка =)
unknown128
31 дек, 2015 10:38 (UTC)
I think the answer is simpler, overall population growth was far faster in the empire thus the rural population grew a lot too and because of that while the urban population in itself grew as fast as in the USSR, because rural population grew only a little slower the urbanisation rate grew slow. In the 1930s birth rate went down very fast while mortality went down only little thus population growth declined and since urbanisation rate was about the same as in the empire it means that rural population grew slower or even started to decline. Still I do think that urbanisation went faster in the USSR overall. Also a lower starting percentege means that growth in percent will influence the overall number less.
polit_ec
31 дек, 2015 14:06 (UTC)
Thank you. Happy New Year!
unknown128
31 дек, 2015 16:14 (UTC)
Happy new year to you too!
livejournal
8 янв, 2016 14:43 (UTC)
Сколько все-таки жилья было в городах царской России?
Пользователь skyury сослался на вашу запись в своей записи «Сколько все-таки жилья было в городах царской России?» в контексте: [...] Оригинал взят у в Сколько все-таки жилья было в городах царской России? [...]
livejournal
3 сент, 2016 18:30 (UTC)
Жилищный провал Сталина
Пользователь genby сослался на вашу запись в своей записи «Жилищный провал Сталина» в контексте: [...] http://polit-ec.livejournal.com/6690.html [...]
livejournal
4 сент, 2016 05:10 (UTC)
Жилищный провал Сталина
Пользователь takoe_nebo сослался на вашу запись в своей записи «Жилищный провал Сталина» в контексте: [...] http://polit-ec.livejournal.com/6690.html [...]
livejournal
5 июн, 2017 06:35 (UTC)
Мифы советского жулья. Если бы СССР сохранился, то жиль
Пользователь genby сослался на вашу запись в своей записи «Мифы советского жулья. Если бы СССР сохранился, то жилья было бы больше чем сейчас. » в контексте: [...] при этом происходило улучшение жилищных условий горожан, а в Советском Союзе заметное ухудшение. [...]
livejournal
5 июн, 2017 06:43 (UTC)
Мифы советского жулья. Если бы СССР сохранился, то жиль
Пользователь voron_mudrez сослался на вашу запись в своей записи «Мифы советского жулья. Если бы СССР сохранился, то жилья было бы больше чем сейчас. » в контексте: [...] при этом происходило улучшение жилищных условий горожан, а в Советском Союзе заметное ухудшение. [...]
livejournal
5 июн, 2017 07:33 (UTC)
Если бы СССР сохранился, то жилья было бы больше чем се
Пользователь brodaga_2 сослался на вашу запись в своей записи « Если бы СССР сохранился, то жилья было бы больше чем сейчас? » в контексте: [...] при этом происходило улучшение жилищных условий горожан, а в Советском Союзе заметное ухудшение. [...]
livejournal
5 июн, 2017 14:32 (UTC)
Российская Империя и СССР: обеспеченность жильём в РИ
Пользователь takoe_nebo сослался на вашу запись в своей записи «Российская Империя и СССР: обеспеченность жильём в РИ была в полтора раза лучше» в контексте: [...] при этом происходило улучшение жилищных условий горожан, а в Советском Союзе заметное ухудшение. [...]
livejournal
19 окт, 2017 19:26 (UTC)
Отсталый царизм и социалистический рай
Пользователь stierliz сослался на вашу запись в своей записи «Отсталый царизм и социалистический рай» в контексте: [...] {18}http://polit-ec.livejournal.com/6690.html [...]
livejournal
19 окт, 2017 19:26 (UTC)
Отсталый царизм и социалистический рай
Пользователь stierliz сослался на вашу запись в своей записи «Отсталый царизм и социалистический рай» в контексте: [...] http://polit-ec.livejournal.com/6690.html [...]
livejournal
20 окт, 2017 07:28 (UTC)
Отсталый царизм и социалистический рай
Пользователь aleksej сослался на вашу запись в своей записи «Отсталый царизм и социалистический рай» в контексте: [...] {18}http://polit-ec.livejournal.com/6690.html [...]
livejournal
20 окт, 2017 07:28 (UTC)
Отсталый царизм и социалистический рай
Пользователь aleksej сослался на вашу запись в своей записи «Отсталый царизм и социалистический рай» в контексте: [...] http://polit-ec.livejournal.com/6690.html [...]
( 26 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

polit_ec
Преподаватель политэкономии
Я всегда предпочитаю заслужить упрек в недостатке краткости, лишь бы быть уверенным, что мое изложение понятно. А.Смит

Рейтинг блогов


Рейтинг блогов


Рейтинг блогов

Latest Month

Февраль 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728    
Разработано LiveJournal.com
Designed by chasethestars